Place de la Concorde / Площадь Согласия
Завершённая в 1777 г., эта гигантская площадь сменила множество названий. Сначала она была площадью Людовика XV, затем — Революции, затем — Согласия, потом — опять Людовика XV, затем Людовика XVI, снова в третий раз Людовика XV, и в 1830 г. опять и поныне она — Площадь Согласия.
В 1748 году прево Парижа заказал скульптору Бушардону статую Людовика XV в честь выздоровления «Возлюбленного короля». Начались споры о месте установки монумента. Победил проект архитектора Габриэля, предусматривавший использовать обширную эспланаду между садом Тюильри и Елисейскими полями — местом загородных прогулок аристократии. Тут же начиналась тогда и дорога в Версаль.
В 1772 году площадь была распланирована. Она имела форму восьмиугольника, обведённого рвом с балюстрадой, через ров были перекинуты шесть каменных мостиков. На каждом из восьми углов площади Габриэль соорудил по павильону. В каждом из них была лестница в ров, где были разбиты цветники. На каждом павильоне предполагалось поставить статуи античных богов, олицетворяющие достоинства короля: Юпитер — великодушие, Аполлон — поэзию, Меркурий — богатство, и т. п. В центре же площади была установлена статуя работы Бушардона. На пьедестале было написано: «Победителю при Фонтенуа». По четырём углам пьедестала — четыре бронзовые фигуры работы скульптора Пигаля — четыре добродетели: Сила, Мир, Справедливость и Предусмотрительность. Памятник был открыт в 1763 г., но «Луи Возлюбленный» уже давно перестал быть таковым для парижан, и на шее коня через несколько дней появилась дощечка с такой надписью:
Oh, la belle statue!
Oh, le beau piedestal!
Les Vertus sont a pied
Le Vice est a cheval!
Как пьедестал богат!
И статуя на нём!
Достоинства стоят,
А грех сидит верхом!
К 1790 г. был завершен и мост через Сену, а при въезде с Елисейских полей на площадь, т. е. в город, по предложению художника Давида установили «коней из Марли» работы скульптора Кусту. Они стали пропилеями тогдашнего Парижа. А сегодня площадь Конкорд — геометрический цент города.
30 мая 1770 г. здесь на площади был бал с грандиозным фейерверком в честь бракосочетания дофина Луи (будущего Людовика XV1) с австрийской принцессой Марией Антуанеттой. Единственным въездом на площадь из города тогда была ещё не завершённая Королевская улица (со стороны церкви Мадлен); и кареты, выезжавшие с неё, попадали под струи вина, бившие из фонтанов.
Одна из ракет, плохо запущенная, упала на арку, увитую бумажными цветами, и загорелся весь храм Гименея, построенный из реек и цветов. Началась паника и давка. На следующий день после этой «ходынки» на площади было подобрано 133 трупа.
Тут же в течение месяца шумела ярмарка, тоже закончившаяся пожаром.
В 1792 г. статуя короля была сброшена с пьедестала и отправлена в переплавку на пушки. Несколько месяцев спустя на ее месте установили колоссальную статую Свободы (из камней и гипса), окрашенную под бронзу.
«Свобода, Свобода! Сколько преступлений совершено во имя твоё!» — сказала мадам Роллан, поднимаясь на эшафот, установленный рядом с пьедесталом от уничтоженной статуи короля.
Гильотина вскоре переехала на площадь Карусель, по другую сторону сада Тюильри, но 21 января 1793 года была возвращена сюда снова специально для казни Людовика XV1.
Чтобы никто не слышал последних слов короля, командовавший казнью бывший паж Луи де Бофранше — побочный сын Людовика XV и придворной танцовщицы, то есть дядя казнимого короля, — приказал барабанщикам без остановки бить дробь, «пока голова Его Величества не свалится в корзину».
На этот раз, гильотина, до того менявшая место довольно часто, стояла тут 13 месяцев, хотя её несколько раз увозили на два-три дня в разные концы Парижа. А 9 термидора 1794 года она в последний раз заняла прежнее место. На этот раз на эшафот один за другим всходили сторонники Робеспьера.
Всего за годы революции было обезглавлено 2498 человек. Из них — 1119 на площади Согласия. Здесь были в том числе казнены, кроме короля, Шарлотта Кордэ, Мария Антуанетта, герцогиня дю Барри, герцог Филипп Эгалитэ (См. Пале Руайаль), великий химик Лавуазье, а потом и сами якобинцы Эбер, Робеспьер, Сен-Жюст…
В 1799 г. в центре площади Согласия Наполеон хотел поместить на пустой пьедестал Колонну Нации, потом было решено соорудить тут памятник Карлу Великому, потом — фонтан, и в конце концов на этом пьедестале поставили в 1836 г. Луксорский обелиск. Это — самый древний из монументов в Париже (эпоха Рамзеса II, т. е. XIII в до Р. Х.).
Подарен он был в 1832 г. египетским султаном Махмедом Али королю Луи Филиппу. На цоколе первоначально размещалось шесть собакоголовых божеств. Два из них сохранились, их можно увидеть в Лувре. Тогда же, в 30-х годах, на павильонах площади были установлены фигуры, символизирующие разные города Франции, а на самой площади — двадцать фонарных столбов. По проекту арх. Хитрова были сооружены два так наз. римских фонтана.
В 1856 году по приказу Наполеона III были засыпаны рвы, ставшие к тому времени местом, где проститутки ждали клиентов. Балюстрады же, ограждавшие эти рвы, стоят и поныне.
Два здания, между которыми проходит Королевская улица, построены в 1775 году архитектором Габриэлем, и вместе с замыкающим улицу строгим фасадом церкви Мадлен они составляют классический ансамбль, в который естественно вписывается расположенное на другом берегу Сены здание Палаты депутатов.
Здание Палаты (Бурбонский дворец) было построено в 1775 году, а его большой бальный зал был в 1795 году перестроен под зал заседаний послетермидорианского Конвента. Зал был последний раз перестроен в 1832 году при Луи Филиппе и с тех пор не менялся.
В 1806 году фасад дворца, выходящий на Сену, был спроектирован и построен одновременно с церковью Мадлен, находящейся в трехстах метрах от него. Оба фасада (Палата и церковь) производят впечатление зеркального отражения друг друга, ибо сооружены почти в тех же пропорциях, с очень похожими колоннадами, возвышающимися на цоколях над широкими лестницами в 20 — 25 ступеней. Таким образом, этот ансамбль, состоящий из грандиозной площади и нескольких строгих классических построек, раскинулся на двух берегах Сены.
Василий Бетаки