Hôtel de Ville / Мэрия Парижа
До середины XI столетия эта большая площадь на берегу Сены представляла собой обширный пустырь, полого спускавшийся к реке и усыпанный крупным песком. Именно поэтому с начала XII в. она уже звалась Гревской площадью (grève — крупный песок или мелкий гравий). Название это исчезло только в 1802 г.
С давних времён на этом месте собирались люди, искавшие случайных заработков — тут всегда можно было заработать на погрузке или разгрузке судов. Позднее «идти на Гревскую» («aller a la Greve») стало синонимом понятия бастовать, и по-французски до сих пор слово «la greve» означает забастовку.
Древнее и богатое Общество парижских речников, перевозившее товары по Сене, Марне и Уазе, купило этот пустырь за 70 фунтов серебра у короля Людовика VII Юного в 1141г. Тут образовался порт и большой рынок. Здесь же перегружали товары с кораблей и барж на телеги. В 1190 году стена Филиппа-Августа отгородила этот порт вместе с замком Шатле от пригородных лугов и рощ, таким образом и рынок, и порт оказались в черте города. Тем самым им была обеспечена защита от всяких нападений извне.
Постепенно это место стало главным торговым портом Парижа. Появились отдельные причалы: Винный, Хлебный, Соляной, Угольный: Рядом были построены несколько водяных мельниц.
Эта базарная площадь прославилась в истории тем, что в течение пятисот лет, с 1310 и по 1830 год, была местом публичных казней. В средние века для простых людей тут воздвигали виселицы, дворянам рубили головы, разбойников с больших дорог колесовали, а еретиков и ведьм сжигали на кострах. Первыми казнёнными тут были три человека: некая Маргарита Поретт, священник из Бове и еврей, обвинённые в ереси. (Имена еврея и священника в истории не сохранились). Всех троих в 1310 г. сожгли живыми по приказу Филиппа IV Красивого, прозванного Железным Королём.
Тут же закончил свои дни коннетабль Франции граф Луи Люксембургский, в ходе войн между Бургундией и Францией никак не выбравший окончательно с кем он: то ли с Людовиком XI , то ли с герцогом Бургундским. Поэтому Людовик XI и велел отрубить графу голову.
Тут же на Гревской площади 25 апреля 1792 года впервые была испытана гильотина. Попробовали её на незначительном воришке, а затем возили по всем площадям Парижа, где она работала ежедневно в течение двух лет. А 22 апреля 1793 года тут в присутствии Робеспьера и Сен Жюста сожгли вытряхнутые из захоронения останки св. Женевьевы.
Тут же, всего за два дня до падения Робеспьера, был казнён поэт Андрэ Шенье, сподвижник «отца революции» Мирабо и критика Кондорсэ, особенно прославившийся в первый, демократический период революции (1789-1791 гг.). Он не скрывал своего презрения к люмпенам из якобинского клуба, которые «схвали Революцию и начали от её имени править страной».
Шенье написал знаменитую «Оду», в которой прославил Эвмениду — Шарлотту Корде. Он же, революционер, составил королевское письмо к Конвенту, в котором Людовик отстаивал своё право апеллировать к народу по поводу вынесенного ему смертного приговора. Молодой Пушкин, переведя часть стихов Шенье, включил их в свою поэму о последних часах франц узского поэта:
Твой стих свистал по их главам,
Ты звал на них, ты славил Немезиду,
Ты пел маратовым жрецам
Кинжал и деву-эвмениду.
Потом эти строки — перифраз из «Оды» Андрэ Шенье — ещё раз слегка изменённые, вошли в стихотворение Пушкина «Кинжал».
Мэрия при Наполеоне была расширена, но достигла нынешних размеров только в 1841г. В парадных помещениях появились тогда плафоны работы Энгра и Делакруа, множество картин, скульптур и других первоклассных произведений искусства. Но всё это погибло в 1871 году.
24 мая 1871 г. руководители Парижской Коммуны, располагавшиеся в мэрии ещё с марта, полили все помещения керосином и подожгли: Сгорело всё — от картин великих мастеров до архивов, в которых хранились документы муниципалитета, начиная с середины XIV в. От мэрии остались одни обгоревшие стены:
В тот же день в Соборе Парижской Богоматери коммунары свалили в кучу мебель, но вовремя подоспевшие версальцы, предупреждённые одним из поджигателей, успели выбить коммунаров из Собора.
Понадобилось десять лет, чтобы восстановить здание мэрии (архитекторы Баллю и Деперт — 1872-1882).
На фасадах мэрии размещено 108 статуй знаменитых парижан. Единственный из них, не родившийся в Париже, — архитектор Бокадор. Кроме того — тридцать статуй, олицетворяющих разные города, хотя почему-то среди них нет эльзасских городов Страсбурга и Меца.( Возможно потому, что Эльзас и Лотарингия, пограничные с Германией земли, в течение веков переходили из рук в руки).
По другую сторону мэрии от берега до ул. Риволи проходит очень короткая и широкая улица Лобо; одна сторона её состоит из заднего фасада (с главными воротами во двор) той же мэрии, другая сторона — две казармы наполеоновской гвардии, построенные в стиле строгого классицизма. Между казармами — проход на площадь к величественному фасаду церкви Сен-Жерве-Сен-Проте.